Психомоторная коррекция

Проблема коррекции в двигательной сфере обращена к проблеме дизонтогенеза, таким образом, нарушение хода общего развития ребёнка  находит отражение и в моторной сфере ребенка.

Известно, что психические функции ребёнка не даны ему изначально, они формируются длительное время, начиная ещё с внутриутробного периода. Этот путь не простой и неоднозначный. Этот путь характеризуется гетерехронностью - отдельные органы и системы созрева­ют постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созрева­ющими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функцио­нальную систему и достигают уровня зрелости в различные возрастные периоды и асинхронностью – непропорциональное развитие межфункциональных связей.

 Полноценное формирование психических функций становится невозможным или искажается, если оно не обеспечено нейробиологической предуготованностью мозговых систем и подсистем, их обеспечивающих.

Для каждого этапа психического и моторного развития ребенка необходимы потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований с одной стороны и определенные социальные требования – с другой.

В детском возрасте связь между телесностью и психикой очень сильна. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, поведении. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга – деление на психическое и физическое развитие – весьма условное. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать окружающий мир. Но одновременно с этим, любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает и двигательную сферу. Движение, как сложная, многослойная система, является  как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.

 

В основе индивидуальной коррекционно-развивающей работы лежат теоретические представления об уровнях построение движений Н.А. Бернштейна , а также теория трех функциональных блоков мозга А.Р. Лурии.

В основе работ Н.А. Бернштейна лежит его понимание жизнедеятельности организма, в соответствии с которым он рассматривается не как реактивная система, пассивно приспосабливающаяся к условиям среды, а как созданная в процессе эволюции активная, целеустремленная система. Иначе говоря, процесс жизни есть не простое «уравновешивание с внешней средой», а активное преодоление этой среды. Построение движений реализуется за счет работы нескольких уровней, каждый из которых порождает целый спектр полноценных движений, а не отдельные качества одного движения, и определяется смысловой структурой действия, двигательным составом, комплексом афферентаций сенсорного синтеза, морфологическим субстратом. Существует два уровня:

  • ведущий, на котором определяется смысл данной двигательной задачи и который подчиняет себе остальные уровни, и
  • фоновый, на котором реализуются технические компоненты движения (тонус, реципрокное торможение, сложные синергии).

Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозга как материального субстрата психики, разработанная Лурией А.Р. на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы. Согласно данной модели, мозг может быть разделён на три основных блока:

  1. Энергетический, регулирующий процессы активации.
  2. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации 
  3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности

 

Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии. Блоки объединяются в так называемые функциональные системы, которые представляют сложный динамический, высоко дифференцированный комплекс звеньев, находящихся на различных уровнях нервной системы и принимающих участие в решении различных приспособительных задач. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

Коррекционно-развивающая работа, цели и задачи занятий, основываются на вышеизложенных теоретических представлениях об организации двигательных и психических функций. В процессе работы оцениваются :

  • двигательные функции,
  • тактильные,
  • соматогностические функции,
  • пространственные представления,
  • зрительный и слуховой гнозис,
  • предпосылки активного внимания,
  • коммуникация.

 

В целом, двигательная коррекция в детском возрасте представляет собой программу формирования развития, которая отвечает следующим задачам:

  • развитие чувствительности
  • нормализация тонуса
  • формирование адекватных представлений о собственном теле (схема тела)
  • автоматизация простых двигательных актов
  • стабилизация функции равновесия
  • улучшение контроля над собственными движениями
  • развитие сенсомоторной координации
  • обучение ребенка выполнению точных движений
  • формирование навыков внимания

 

Используемые упражнения можно условно разделить на три вида:

  1. Упражнения, способствующие улучшению, оптимизации мышечного и психического тонуса, активации.
  2. Упражнения, направленные на улучшение сенсо-моторных координаций (согласования движений, работы рук и ног и информации, получаемой с помощью зрения и слух, тактильной информации, что важно для успешного освоения окружающей среды), равновесия, навыков крупной моторики
  3. Упражнения, способствующие развитию когнитивных навыков 

 

Двигательная коррекция рекомендована детям с самыми различными формами нарушения развития. Это могут быть как тяжелые состояния (ДЦП, синдром раннего детского аутизма, органические и генетические патологии), так и пограничные расстройства (нарушения внимания, восприятия, трудности в обучении).

Данный метод, как показывает практика, является важным звеном при организации полноценной коррекционной работы с ребенком.

Занятия проходят в специально оборудованном помещении, продолжительность занятия, в среднем, составляет 50 минут.  Помимо этого на каждом этапе работы мы даем родителям рекомендации, которые позволяют организовать с ребенком адекватную работу в домашних условиях. Форма, в которой проходит занятие, и конкретные задачи зависят от состояния ребенка и уровня его развития.